Введено в действие приказом ООО «СЭ от 21.09.2022 №-ОЭБ-2
Утверждено Приказом Госкорпорации «Росатом» от 14.04.2015 №1/364-П (ред. от 19.04.2019
ЕДИНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее организаций
1. Назначение и область применения
1.1. Единая отраслевая антикоррупционная политика Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее организаций (далее — Антикоррупционная политика) разработана для установления единых принципов, методологических подходов, инструментов противодействия коррупции и обеспечения:
1) формирования регламентных, методических и организационных основ противодействия коррупции в Госкорпорации «Росатом» (далее — Корпорация) и ее организациях в соответствии с законодательными актами и управленческими решениями в области противодействия коррупции;
2) информирования организаций атомной отрасли о правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
3) соблюдения работниками Корпорации и ее организаций норм антикоррупционного поведения, снижения уровня коррупции, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.2. Антикоррупционная политика издана во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), иных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции [4] и является основой для разработки регламентирующих документов любых групп процессов в части, обеспечивающей антикоррупционную направленность этих документов.
1.3. Соблюдение Антикоррупционной политики обязательно для всех работников Корпорации и ее организаций во всех операционных процессах, содержащих риски коррупционных или иных правонарушений, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
1.4. Ответственным за актуализацию Антикоррупционной политики и контроль ее исполнения в соответствии с Положением о системе регламентирующих документов Госкорпорации «Росатом» является директор Департамента защиты активов.
2. Термины и сокращения
2.1. Антикоррупционной политикой новые термины не вводятся.
2.2. В Антикоррупционной политике используются следующие сокращения:
Сокращение |
Расшифровка |
Активы |
Ресурсы Корпорации и ее организаций, включая объекты гражданских прав |
Антикоррупционные |
Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами Корпорации и ее организаций на отдельные категории их работников в целях обеспечения противодействия коррупции |
Безопасность |
Отсутствие недопустимого (существенного) риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, — оптимальный баланс многих факторов (включая поведение человека), позволяющий свести устранимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого (несущественного) уровня |
Должностные |
Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Корпорации и ее организациях |
Защита |
Деятельность, направленная на противодействие коррупционным и иным правонарушениям |
Иные |
Действия (бездействие) и решения физических (в том числе должностных) и (или) юридических лиц, препятствующие и (или) создающие угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в области обеспечения безопасности и качества продукции, ядерной, радиационной, промышленной, пожарной, экологической безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений и охраны труда, соблюдения сводного законодательства и иных сферах осуществления деятельности, направленной на достижение установленных законом целей деятельности Госкорпорации «Росатом» |
Коррупция |
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ) |
Подразделения |
Подразделения защиты активов управляющих компаний дивизионов/ инкубируемых бизнесов/ комплексов, организаций, входящих непосредственно в контур управления Корпорации, и подразделения защиты активов организаций, входящих в контур управления управляющих компаний дивизионов/ инкубируемых бизнесов/ комплексов |
Предупреждение |
Деятельность, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений в Корпорации и ее организациях |
Противодействие |
Деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ): а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений |
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности, подходы к ее осуществлению, а также применяемые инструменты
3.1. Противодействие коррупции в Корпорации и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) — любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников;
2) законность (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) — постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов;
3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций — доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) — в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;
5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) — последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) — реализация любого операционного процесса недопустима без осуществления в ходе его регламентации оценки коррупционных рисков 3, обеспечения антикоррупционного обучения его участников, а также принятия иных мер по выявлению и последующему устранению причин коррупции и предупреждению коррупционных правонарушений;
7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции — привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.
3.2. При осуществлении антикоррупционной деятельности в Корпорации и ее организациях применяются следующие методологические подходы:
1) системно-ситуационный подход — противодействие коррупции обеспечивается в ходе осуществления всех видов финансово-хозяйственной деятельности при участии в них, в установленном порядке, структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям;
2) ролевой подход — каждый участник, факт, объект организационной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в Корпорации, а также ее контрагенты одновременно рассматриваются в ролях субъекта и объекта безопасности, источника и объекта угрозы коррупционного и иного правонарушения;
3) риск-ориентированный подход — планирование и осуществление деятельности структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям, на основе анализа и оценки выявленных рисков, присущих операционным процессам, реализуемым в Корпорации, а также сосредоточение антикоррупционных усилий на объектах, ранее подвергавшихся коррупционному воздействию;
3.3. В противодействии коррупции Корпорацией и ее организациями используются следующие типовые инструменты:
1) моделирование угроз, вариантов их реализации, уязвимостей, используемых источниками угроз, возможных потерь и масштабов потенциального ущерба;
2) автоматизация процессов управления антикоррупционными процессами;
3) контроллинг (планирование, учет, анализ состояния и (или) уязвимости) активов Корпорации и (или) ее организации, а также подверженности работников коррупциогенным факторам (воздействиям), непрерывная оценка приемлемости выявленных рисков, вероятности, направлений и масштабов их реализации на базе
сбора, анализа и обобщения соответствующей информации;
4) информирование как выработка на основании результатов контроллинга предложений и проектов решений о применении управляющих и (или) корректирующих воздействий;
5) методология как организационное, консультативное и методическое обеспечение по следующим (но не исключительно) вопросам:
соблюдение работниками Корпорации и ее организаций ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (далее — требования к служебному поведению);
консультативная помощь в применении на практике требований к служебному поведению;
правовое просвещение работников;
проведение служебных проверок;
проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками и гражданами, претендующими на замещение должностей в Корпорации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
подготовка, в том числе антикоррупционная экспертиза, проектов локальных нормативных актов и нормативных правовых актов, в том числе о противодействии коррупции;
взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности;
6) мониторинг антикоррупционной работы — осуществляемое в Корпорации и ее организациях наблюдение (получение, истребование, анализ и обобщение сведений) за соответствием требованиям законодательства о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Корпорации и их применением с целью оценки состояния и совершенствования управления антикоррупционной работой;
7) горячая линия — канал связи, специально оборудованный для обеспечения конфиденциального информирования Корпорации и ее организаций о правонарушениях и защиты персональных данных заявителей.
3.4. Полномочия по обеспечению следования принципам, применения подходов и инструментов Антикоррупционной политики в Корпорации и ее организациях распределяются между подразделениями и (или) должностными лицами, осуществляющими защиту активов, работу с персоналом, правовую работу при координирующей роли структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за защиту активов.
3.5. Руководители Корпорации и ее организаций несут ответственность за соблюдение подчиненными работниками требований антикоррупционных норм международных договоров Российской Федерацией, законодательства Российской Федерации и антикоррупционных стандартов, в том числе за своевременное принятие эффективных мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
4. Нормативные ссылки
4.1. Конституция Российской Федерации.
4.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4.3. Трудовой кодекс Российской Федерации.
4.4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
4.5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
4.6. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
4.7. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
4.8. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 310 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам».
4.9. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции».
4.10. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы».
4.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
4.12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 3491 Трудового кодекса Российской Федерации».
4.13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению».
4.14. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».
4.15. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, изданные Минтруда России 08.11.2013.
4.16. Приказ Росстандарта от 26.10.2016 N 1519-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» (ГОСТ Р 56828.15-2016. Национальный стандарт Российской Федерации «Наилучшие доступные технологии. Термины и определения»).
4.17. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 20.01.2015 N 1/24-П «Об обеспечении антикоррупционной работы в организациях, ведущих внешнеэкономическую деятельность».
4.18. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 04.12.2015 N 1/1176-П «Об утверждении Положения о системе регламентирующих документов Госкорпорации «Росатом».
4.19. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 03.02.2016 N 1/78-П «Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по мониторингу соответствия законодательству о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Госкорпорации «Росатом» и их применения и Плана-графика мониторинга соответствия законодательству о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Госкорпорации «Росатом» и их применения».
4.20. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 30.09.2016 N 1/917-П «Об утверждении Единых отраслевых методических указаний о представлении организациями Госкорпорации «Росатом» сведений о выявляемых в них коррупционных и иных правонарушениях, проводимой антикоррупционной работе, в том числе по выявлению и урегулированию конфликта интересов».
4.21. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 20.02.2018 N 1/186-П «Об утверждении Единого отраслевого порядка работы с сообщениями горячей линии в Госкорпорации «Росатом» и ее организациях».